встречались вчера с одним человеком. московский безнесмен, хозяин одного издательсткого дома.
интересный человек, в свое время прошедший через многое.
сейчас зарабатывает свои пару десятков миллионов евро, работает 4 дня в неделю по 4 часа в день и по полгода проводит по заграницам с семьей.
все бы ничего, все очень интересно и все такое.
но! решили мы его подвезти в отель и посидеть там в баре. и по дороге в машине зашел разговор про то, как он обучает своих дочек. у него их три и старшей сейчас 5 лет. и выяснилось, что он не хочет отдавать их в школу, хочет оставить на домашнем обучении. с моей точки зрения это нормально: многие хотят обучать детей дома с личными преподавателями, у которых другой подход.
но дело не в этом.
он их ничего не заставляет делать.
как пример: у старшей был учитель русского языка. ей было неинтересно, она сказала, что она и так знает, как говорить по-русски, а читать и писать - у нее есть папа, он ей почитает и напишет.
результат: учителя отправили домой.
то есть суть в том, что дети будут учить только то, что им интересно. ну то есть если, например, им не интересно будет учить математику - они не будут учить математику. типа, в школах всем внушают, что это образование классическое так необходимо, а на самом деле это все фигня. зачем им квадратные уравнения знать? зачем им знать то, зачем им знать се? зато вот пятилетняя занимается скульптурой и уже попросила другого учителя, чтобы ей показали другую технику.

это, конечно, все прекрасно. дети живут как хотят, по своему расписанию и, как он сказал, маленькие принцесски переодеваются по пять раз в день и абсолютно счастливы.
но еклмн! они же вырастут тупыми и абсолютно несамостоятельными!
я весь вечер с ним спорила, пытаясь понять такой подход.
например, литература. он такой, ну зачем тебе достоевский в жизни? прицепился к этому достоевскому, как будто книг других нет. есть множество произведений мировой литературы, которые ребенок ни за что в жизни не подумает прочитать. мало кто из детей захочет прочитать войну и мир. потому что это невесело, это неинтересно.
зачем нужна математика, физика? вот зачем тебе в жизни знание квадратного уравнения? - и начал меня спрашивать формулы. типа, если я их не помню, зачем учила. тут, на мой взгляд, он поступил очень некорректно, когда я после бокала пива в первом часу ночи, задумалась на середине формулы на секунду, и он тут же радостно провозгласил, не дав мне закончить: "вот видишь! не помнишь! и зачем тебе тогда это?" было ощущение, что он боялся, что я-таки закончу и окажется, что зачем-то мне нужно это квадратное уравнение. меня это взбесило ужасно и после этого меня было уже не остановить. закончилось все тем, что во время очередного аргумента меня остановил мой друг, потому что мы перешли на русский, а за столом было пару человек, кто не понимал по-русски. он тихонько меня перебил и говорит: English, please?.. и в этот момент кто-то встрял в беседу, и тему медленно увели в другую сторону.
даже если я не использую квадратное уравнение каждый день, такие предметы как физика и математика, например, учат мыслить логически, учат делать выводы, сопоставлять вещи, использовать мозги. физика - законы природы. литература - психология, история. история - опыт поколений.
я не понимаю, как можно воспитывать детей без классической литературы, без преподавания математики, физики. есть миллионы вещей, которыми дети никогда не заинтересуются по собственной воле, потому что они никогда не будут о них знать. и потому что это скучно.
я спросила, кем ты хочешь, чтобы они выросли такие? - хорошими женами.
с моей точки зрения, даже хорошая жена должна быть образованной хотя бы для того, чтобы развлекать гостей на приемах.

я не знаю. меня очень задело это все. ну как так можно? есть вещи, который образованный, интеллигентный человек должен знать. почему? не только потому что так говорит общество. но еще и потому, что я общалась со многими людьми. и с образованными, разносторонними и с лучшими женами в мире, но у которых, к сожалению, не хватает образования. и знаете, гораздо приятней общаться с интересным, развитым человеком, который знает о многих вещах, который смотрит на вещи в перспективе, с разных сторон. а не из своего розового пузыря.

в общем домой мы вернулись в час ночи, и я долго еще не могла успокоится, вываливая на своего друга все размышления на эту тему, которые не успела высказать в баре.
не, человек очень интересный, и он молодец, что в отличие от многих, наслаждается той свободой, которую дают большие деньги, а не начинает работать еще больше, забывая обо всем на свете. но вот с его подходом к образованию я категорически не согласна. есть вещи, которые интеллигентный, образованный человек обязан знать.
мой босс, например, никогда не учился в институте, и я не уверена, если он закончил школу. у него есть хватка в бизнесе, но поверьте мне: то, что он неуч видно за километр. он не знает очень многих элементарных жизненых вещей. он абсолютно неразвит, некультурен, необразован. он понятия не имеет, как вещи в мире работают, как существовать в этой системе. и в итоге, он создает свою, которая извращенная и просто омерзительна.
я знаю других людей. я знаю "хороших жен". они добрые, по-своему мудрые, интересные - вроде как все там. но они не имеют классического образования. я не знаю, кому как, но я это чую за километр. люди другие. простите, за такое выражение, но как из деревни. при всем моем хорошем отношении ко многим из них - они простые, как пять копеек. скучные, однообразные.
конечно, если он планирует продержать своих дочек всю жизнь при себе в доме - может оно и так, но если он хочет их когда-то даже замуж отдать... он сказал, что женихи за такими прекрасными девочками в очередь выстроятся и он сам выберет. возможно, я не знаю. но что я да, знаю, так это то, что многим представительным молодым людям хочется, чтобы их жены не только у плиты умели стоять.

я еще долго могу рассуждать о такой системе. он сказал, что это шведская система, что они там тоже детей ничего не заставляют делать. может быть, не знаю.
я понимаю систему домашнего образования. хотя на мой взгляд, в таком случае ребенок будет лишен огромного количества social experience. но допустим, да.
но систему, где дети делают, что хотят... где дети вырастают без базовых знаний, которые поколениями формировались в программы и отбиралось, что надо знать, а что нет...
этого я никак понять не могу.