У меня до сих пор иногда спрашивают, как я попала в Австрию, как тут осталась и как-то разочаровываются, когда там не присутсвует богатых родителей. Я не знаю почему людям так приятно думать, что вот кому-то папа проплатил. Оправдание собственной лени?..
Оооооочень много букв о прошломМне частично можно сказать оплатили: я получила степендию как бедный еврейский ребенок, которая покрывала мое проживание и питание. Если бы не стипендия, я бы не смогла поехать. Моей маме пришлось взять кредит на 100 тыс руб, чтобы оформить мне все документы, купить с собой чемодан там и билеты купить, потому что даже несмотря на то, что все эти сборы были растянуты на несколько месяцев, у нас все равно не было этих денег. А кредит можно было начать выплачивать после моего отъезда и очень долго.
По приезду денег у меня было максимум 100 евро в месяц, которые уходили на шампуни-туалетную бумагу и оставалось немного на мороженное. Больше 100 евро мама не могла мне высылать, а работать сразу мне было, честно сказать, страшно. Мне было 16 лет, и я была одна в чужой стране, где раньше не была ни разу в жизни, без языка и связей.
После первого курса летом мне предложили работу официанткой в отеле на лето. Обещали сделать все бумаги, собрали все формы, я заполнила все, и мне сказали, что все чики-пуки разрешение есть. Я и еще одна моя однокурсница радостно начали работать. Зарплату обещали 1000 в месяц. На эти деньги я могла бы целый год прожить.
На третий день пришла полиция с проверкой, и выяснилось, что никаких разрешений у нас нет. Нам запретили работать до дальнейших выяснений случившегося. Мы жили в отеле в горах за бесплатно. Кушали, гуляли и даже умудрились попутешествовать по всяким акциям и поспать на вокзалах. Деньги были на билет и на макдоналдс. Даже на хостел какой-нибудь сранный у нас не было. Но тогда можно было без этого пережить. Это сейчас я ни за какие коврижки не буду спать на вокзале с бомжами. А тогда - почему бы и нет?..
В итоге нам заплатили 200 евро за те три дня и отпустили домой. 200 евро хватило ровно на билет домой через Москву.
На втором курсе дела пошли на поправку, мама смогла присылать чуть больше, я научилась экономии, освоилась, что покупать, где, где дешевле, и смогла откладывать. Также мы разузнали о всяких групповых поездках для студентов, и везде начали ездить. Так за 150-200 евро мы скатались на неделю на монт блан на сноубордах, на неделю в Венецию-Верону-Гарда, Венгрия, Чехия, еще куда-то. Такие поездки организовывались на каждые каникулы, и мы всегда старались скопить все, что нам присылали, чтобы потом поехать.
В конце второго курса моя соседка собиралась ехать учиться на лето в Израиль. Я пошла с ней обедать, и она спрашивала о моих планах на лето. А у меня их не было, не было билетов домой, я не знала, чем себя занять. Она предложила поехать с ней, потому что там тоже давали степендию, которая все покрывает. И даже были шансы получить деньги за билет. Я решила, а почему нет, все равно делать нечего. Так я на два месяца оказалась в Израиле.
В мой последний день там мне позвонила однокурсница. Она работала официанткой и через пару дней уезжала в отпуск, а надо было найти ей замену. Мы никогда особо с ней не общались, но я была единственным более-менее подходящим кандидатом, кто был в городе в нужные дни. Мне нужны были деньги, чтобы платить за общагу летом, да и вообще мне уже хотелось работать. Однокурсница сказала мне, что почти все клиенты говорят на английском, многие говорят на русском и иврите, так что я без немецкого должна справиться. Когда я первый раз пришла в ресторан, выяснилось, что повар - главный человек в ресторане, кто все решает - говорит только на немецком. А я даже не могла сказать "здравствуйте, я ваша новая официантка". Но как говорится "индюк птица гордая, пока не пнешь, не полетит". Каким-то макаром я быстро подцепила весь немецкий, который мне был нужен для работы, и к концу месяца, на который я должна была замещать, я уже была всеобщей любимицей и повар решил, что теперь мы с моей однокурсницей будем работать посменно. Нам обеим это было удобно, потому что начиналась учеба, и нам нужен был гибкий график. А так мы между собой договаривались, кому как удобно, и все как-то очень удачно складывалась.
На свою первую зарплату я пригласила маму в Вену. Это была ее первая поездка заграницу за лет 40 наверное. Разумеется, я не могла все оплатить. Но после платы за общагу (степендия не покрывала летнее время), расходы на еду и мелочи, оставалось немного. Ну и все что осталось - все пошло на поездку.
На третьем курсе я впервые купила учебники. Учебники тут стоят по 100 евро книга, а книг таких надо штуки 3-4 в семестр. До этого все время приходилось ксерить только важные странички или сидеть в библиотеке. Подтянула немного учебу. Для степендии важен был определенный бал. Грубо говоря, средний бал не мог быть ниже 4,5. А мой уже попадал на границу. С книгами стало проще.
На четвертом курсе мы должны были проходить практику и писать диплом. Без практики не могло быть диплома. Это было в 2009, кризис. Все компании увольняют, кому нужны студенты-иностранцы без разрешения на работу и опыта?.. С моего курса из 70 человек в Вене осталось приезжих кажется человек 5. Я могу сейчас вспомнить 4, но наверняка был кто-то еще. Остальные разъехались по домам, и искали работу там. Я тоже иногда хотела все бросить и уехать. Но мама говорила, что все образуется, что как-нибудь прорвемся. На тот момент я работала целый день официанткой. Денег было около 1000 в месяц, из которых 350 уходили на общагу.
Время шло, сроки поджимали, а практика не находилась. Я рассылала резюме, но ответов не приходило вообще никаких. Ни положительных, ни отрицательных. Я начала рассылать резюме еще в феврале 2009. И за 11 месяцев мне не пришло ни одного ответа. Ни одного.
Деллайн для практики был февраль 2010. В конце декабря 2009, в 20 числах уже, я получила мэил от сокурсника, который он разослал всему нашему году, о том что ищется асистент в какую-то компанию, нужны русский-английский, разрешение на работу не обязательно. Я ответила и написала, что у меня еще нет практики, и мне очень надо. Меня пригласили на интервью. На интервью я встретила еще трех девочек с нашего универа. Некоторые из них имели по два высших.
Я знала, что меня взяли из-за личных качеств. Я хорошо выглядела, была нетребовательной и приятной в общении. Моему экс боссу важно было, что видят. Поэтому он не нанял одну, потому что она была полной, а вторую, потому что у нее голос тихий. Кроме шуток, для него это были серьезные причины.
Зарплату мне сделали 600 евро в месяц. Моя степендия к тому времени уже закончилась, и я должна была платить за общагу. 350 евро в месяц. Еще надо было купить проездной за 40 евро в месяц и заплатить еще 50 за страховку. На еду почти не оставалось. Были времена, когда я реально ела одни макароны неделями, потому что больше ни на что денег не было. Зато мне подписали все бумаги, и на бумажках моя практика выглядела супер-круто. Не важно, что на деле это был сущий ад. Это давало мне шанс закончить учебу. Диплом я уже не успевала подать, поскольку поздно нашла практику, поэтому пришлось отложить его на следубщий год.
На следующий год меня выперли из общаги. Я пошла к боссу, сказала, что если он не повысит мне зарплату, то мне жить негде. Мне повысили до 800 евро. Для сравнения, мои австрийские однокурсники за практику 20 часов в неделю получали минимум 1000. Я же пахала по 12 часов в день в надежде, что меня заметят и оценят.
Я нашла квартиру, которая на бумажке стояла 400, на деле получалось 600. Это была моя первая квартира, я не знала ни о каких подводных камнях, ни о ценах - вообще ни о чем. И спросить было не у кого. Разумеется меня надули. Это сейчас я такая умная и все понимаю. А тогда я не знала ничего, кроме общаги.
На жизнь опять оставалось 100 евро в месяц. У мамы я уже не могла просить. Единственное, что мой телефон был оформлен на ее карту, поэтому она платила за мой мобильный.
Так прошел еще год.
В 2011 я наконец получила свой диплом, и пошла к боссу требовать разрешения на работу, повышения итд. Чтобы сделать мне разрешение, он должен был официально повысить мне зарплату до 2000. Без этого мне бы не дали визу. Он подписал все бумаги, все пообещал, я получила визу, а через пару месяцев, мне сказали, что компания проходит тяжелые времена, и меня перевели с 40 на 20 часов в неделю.
Мне надо было проработать год в одном месте с этой визой, чтобы получить открытое разрешение на работу и иметь возможность найти что-то новое. Я отработала еще год. В сумме уже почти четыре года с этим мудаком. Через неделю после того как я подала на новую визу, я узнала, что беременна. Рыпаться куда-то было уже поздно. Хотя конечно с опытом, разрешением на работу, меня бы точно куда-нибудь взяли, потому что с работой было хорошо, и даже Мишина практика на тот момент платила больше, чем моя работа. Настолько больше, что у нас было отложено около 5тыс. Также, изучив правила местных социальных программ, мы поняли, что ничего не потеряем, ибо я смогу еще в течение года после рождения ребенка получать все ту же 1000 в месяц. Беременность и роды не требовали никаких затрат, потому что тут отличная система в этом плане, а на после у нас вроде как все было.
Нам повезло и все сложилось как мы и планировали. Наши сбережения только увеличились, и финансово наше общее положение с рождением ребенка только каким-то магическим образом улучшилось. Миша стал лучше зарабатывать, работал много, но это все приносило хороший доход. По началу траты были крупные - переезд, куча новой мебели, вещи для малыша - но как-то на все хватало, и хватало чтобы откладывать.
Сейчас я сижу тут в кафетерии ООН, моя зарплата даже по австрийским меркам выше средней. Я могу позволить себе бараньи ребрышки на гриле на обед, хотя еще пару лет назад не знала, что это такое. Сейчас тьфутьфутьфу я могу позволить купить маме билеты и без приблем пригласить ее в гости. Мы не богатые, нет. Но мы можем позволить себе определенный уровень комфортного существования. И я безгранично за это всему благодарна, потому что я знаю, что такое жрать макароны месяцами и рыдать ночами в подушку, потому что завтра ты можешь оказаться на улице. Я до сих пор иногда боюсь все потерять. Разница только в том, что я знаю, что выживу. Да, у нас еще и ребенок, но теперь и нас двое. Самые тяжелые времена пришлись на время, когда я только-только познакомилась с Мишей, поэтому многое я проходила все еще одна. Потом стало легче.
Я не знаю, что я хочу всем этим сказать. Наверное, что просто так мне ничего не давалось. Этого не видно, потому что я блондинка, но у меня есть седые волосы и не мало. Мне 25 лет. У Миши тоже есть седина. Ему 27.
На новой работе меня все принимают за ребенка, не верят, что я замужем. А уж когда говорю про карапуза, то вообще глаза на лоб лезут. И я иногда тоже чувствую себя ребенком. Но иногда у меня ощущение, что мне лет 40 точно. Со мной с детства разговаривали как со взрослой. Видимо вот и повзрослела.
У меня до сих пор иногда спрашивают, как я попала в Австрию, как тут осталась и как-то разочаровываются, когда там не присутсвует богатых родителей. Я не знаю почему людям так приятно думать, что вот кому-то папа проплатил. Оправдание собственной лени?..
Оооооочень много букв о прошлом
Оооооочень много букв о прошлом