Я очень переживаю, как карапузик будет говорить. Надеюсь, что напрасно, но сами понимаете. Вопрос важный, а территория как бы вроде как изведанная, но сколько детей, столько и историй. Нас окружают одни полиглоты, но вот на днях прочитала коммент в одной группе на фб, где рассказали, что их ребенок не говорил до трех лет, пока один язык не убрали. Как только убрали один язык, ребенок заговорил. Потом вернули второй и пошло все нормально. А сразу два ребенок не мог осилить. После этой истории я стала переживать, что карапузик испугается и не будет говорить вообще.
Пока что, тьфутьфутьфу, все идет нормально. Карапузик говорит много. И именно говорит, и говорит слова. Конечно мало что у него звучит очень четко, но это одни и те же слова, которые говорят в одних и тех же ситуациях, то есть к месту. Пока что его запас состоит из следующих:
мама
папа
киса
да
yeah
дай
give this/that
i do (если миша его спрашивает do you want... он отвечает i do)
i want
car
bye, bye
ам-ам
аучи (это когда больно случилось)
а-а (лай собачий изображает)
цокает языком при виде лошади - не знаю, если это тоже считать
изображает храп
чмокает, изображая поцелуй
Это то что мы можем уже разобрать. Говорит он много, причем именно говорит. Его спрашиваешь - он отвечает. С интонациями, ритмом. Он не может выговорить слова, но говорит как умеет. То есть ему не страшно ошибиться, он не боится.
Но с началом садика подключатся еще немецкий и иврит. То есть языков получится 4. В принципе и немецкий, и иврит карапуз и так везде слышит, они не будет для него совсем новыми. Мы ходили в бассейн, где все на немецком, к врачу - все на немецком, на улице - немецкий. Иврит - на любых сборищах в большом количестве. И поскольку все разговаривают с детьми на родном языке - а для многих это иврит - то и этого он наслушался, на мой взгляд, достаточно. Но все равно. Это 4 языка одновременно. Я понимаю, что дети учат языки не так как взрослые, что для него многоязычная среда - это родная среда. Даже наш бэйбиклуб, где мы тусим раз в неделю: там со всего мира люди есть, и опять же - с детьми все на своем языке, поэтому какие только языки он уже не слышал.
Я понимаю, что для него это все норма, это естественно. Но все равно переживаю, как это все пойдет.
А еще, я заметила, что он совершенно ничего не делает по просьбе. Я помню, когда ему было месяцев 10, меня мама все донимала "а если его попросить, он принесет игрушку?" И я ей тогда ответила, что понятия не имею, я его не дрессировала и никогда не проверяла, принесет он или нет.
Сейчас ему уже 13 месяцев, но он нифига не приносит. Если он с чем-то играет и ты просишь его показать, что это у него такое - он радостно вытягивает руку и дает, что там у него в руке или уже во рту. Но если ему сказать "принеси мне, пожалуйста, синий кубик" - реакции просто ноль. Может задумчиво на тебя посмотреть, но дальше скорее всего развернется и пойдет, куда там ему надо. При этом я вижу, что он понимает очень много уже. Ну относительно, разумеется. Когда я утром одеваю ботинки, он сразу подходит, обнимает меня, целует и машет ручкой. Иногда, если ему в руки попали ключи, он берет их, идет к входной двери, пытается засунуть ключ в скважину и машет нам ручкой и говорит байбай - типа, я пошел, байбай. Когда мы начинаем наводить порядок - берет совок с веником, подметает, аккуратно относит совок к мусорке и выкидывает содержимое. Играет в догонялки. Ну и все в таком духе. То есть он видит, что делаем мы, копирует нас, запоминает, как-то логически складывает одно с другим. Но если попросить его принести синий кубик, он посмотрит на тебя как на идиота и пойдет ровно в противоположную сторону. Понимаю, что вроде как глупо, но меня это почему-то напрягает. Я уже даже думала, что может он цвета не различает. Но в сортер он запихивает все довольно шустро, а если запутается ему можно сказать: "смотри, где синий цвет?" и он сразу засунет синий кубик в синюю квадратную дырку. То есть цвета он вроде нормально видит. Не знаю, почему меня это так напрягает. Конечно не так, как я переживаю по поводу речи, но все-таки.
Речь это сейчас моя главная головная боль. Как он заговорит, на каком языке, когда, что... А еще проблема в том, что я сама не особо болтлива. Например, когда я с Нейтом играю, я не проговариваю каждый шаг. Я не озвучиваю, что мы делаем, я не рассказываю обо всем на свете на прогулках. Я не специально, но мне просто нравится за ним наблюдать, и у меня не получается как-то естественно рассказывать, что вот мы идем по дорожке, вон другие дети играют, вот горка, вот скамейка. Я чувствую себя дебилом, если так делаю. Причем дебилом очень ненатуральным. Поэтому получается, что я разговариваю только по делу грубо говоря. Ну как бы также как и с любым другим человеком бы говорила. Я не могу ходить по дому и говорить "вот смотри это красный диван, а это лампа, а это стул". Я скорей скажу "включи, пожалуйста, лампу", "вон, смотри твоя книжка на диване лежит". Я никак не подчеркиваю названия объектов, вообще ничего.
А еще, долго вспоминала, как же я научилась читать, и вспомнила, что моя мама всегда водила пальцем по строчкам, и я просто сопоставляла увиденное с услышенным. И потом я этот же принцип часто использовала, когда другие языки учила. Поэтому книжки мы тоже читаем, водя пальцем по строчкам. Я читаю книги на русском, за исключением одной, карапузиковской любимой. Его любимая книга I took the Moon for a Walk. Красивая книга, с красивыми картинками и очень ритмично-успокоительной поэмой. Он ее просто обажает и каждый день перед сном надо ее обязательно прочитать. Сначала ты читаешь, а потом Нейтан берет ее сам, начинает водить пальцем по строчкам и четко выговаривать ритм. Там очень четкий ритм, который легко подхватить. И вот он водит пальчиком по строчкам и тарабанит непонятно что, но с точно тем же ритмом. А еще хлопает в такт уже на песнях. Чувство ритма у него хорошее.
К чему я это все? Ах, да! Переживаю по поводу речи. Да. Вот не знаю, как будет. Пока что, в 13 месяцев, полет вроде как ничего. Как будет дальше и как пойдут 4 языка - посмотрим...