What goes around comes around like a hula hoop, Karma is a bitch? Well just make sure that bitch is beautiful (c)
рассуждения про образование логично привели меня к воспоминаниям о школе. этим летом будет всего лишь пять лет, как я выпустилась, а ощущение, что это все было сто лет назад.
воспоминаний, которые хочется записать много, поэтому видимо придется вспоминать частями, а то это ни в один пост не влезет.
в моей жизни было две школы.
первая - частная, вальдорфская школа с языковым уклоном. что такое вальдорфская методика можно почитать тут.
я любила эту школу. там всегда было уютно, интересно, мы много рисовали и учились по эпохам. у нас были эпохи математики, литературы, письменности, истории... писали мы в больших альбомных тетрадках без линеечек формата А4. редко писали ручками, чаще восковыми мелками.
урок всегда начинался с рисования рамочки. каждая страничка должна была быть в рамочке. понятное дело, что за красивые тетрадки можно было получить дополнительную похвалу. я не помню, чтобы у нас были оценки. вернее, они были, но очень редко. обычно, в конце каждой четверти, учителя писали характеристику каждому ребенку. помню, мне моя учительница написала классе в третьем: "является авторитетом и лидером, хотя совершенно к этому не стремится". почему-то эта фраза засела мне в голове очень крепко. я правда никогда не стремилась быть в первых рядах, но всегда как-то туда попадала. так наверное было всегда, вплоть до универа. тут я первый год жила так, что меня никто не знал. потом, правда все равно выпендрилась...
как и полагается, у нас было много духовного образования. утро начиналось с пения и молитвы. официальной школьной религией было христианство. я на тот момент понятия не имела, что я еврейка. я всегда верила во что-то, и относилась к религии, как к чему-то интересному, захватывающему и с приключениями.
иногда правда в нашей школе было непонятно, то ли мы провославные, то ли католики. так, например, мы всегда праздновали два рождества: католическое и православное. праздновали празники урожая осенью, на который всегда пекли сами хлеб, масленицу - делали блины, ходили калядовать на крещение. всегда поздравляли тех, у кого именины и отмечали в календарях, когда, где и какие чудеса происходили.
а еще нас был урок рукоделия, где нас учили прясть, шить, вышивать, вязать, мастерить всяких куколок и плести макраме. у меня дома до сих пор висит пару кашпо, этюдов и большая сова, которые я сплела в школе. у нас был урок фольклора, на котором мы учили русские крестьянские традиции, поверья, пели частушки и изучали строение русской избы.
в классе было 15-18 человек и каждому уделялось особое внимание. в школе всегда была очень семейная и теплая атмосфера. мы почти не ругались между собой и в принципе не было никакой драмы. во втором классе меня предала из-за мальчика и, полагаю, зависти девочка, которую я считала своей лучшей подругой, но на этом как-то все и закончилось. я помню, что мы были достаточно дружным классом.
сам кабинет был разделен на две части: первая была учебная часть с партами и доской, а сзади был большой ковер, живой уголок, шкафы с нашими поделками и прочее, прочее. на переменках мы не выбегали из класса, а оставались внутри и играли в задней части на ковре. когда становилось теплей, можно было выбежать на переменке на улицу, хотя это мы редко делали, потому что часовая прогулка нам и так полагалась посреди дня.
я правда любила свою школу и всегда шла на уроки с радостью. мне нравилось бегать на переменках от мальчиков, рисовать на уроках, петь, делать что-то руками. я обожала рукоделие. очень часто можно было остаться после уроков и доделать то, что не успел сделать на уроке. или даже сделать что-то вперед. так обычно я всегда опережала всех, потому что много времени проводила в школе, и у меня всегда была возможность взять свою работу и доплести/дошить/довышивать, и на следующем уроке уже начать что-то новое.
у меня был всего лишь один друг вне школы. наши родители дружили, и мы жили в одной парадной. я никогда не гуляла во дворе, поэтому дворовых друзей у меня не было. бабушка считала, что во дворах гуляют только невоспитаные хулиганы, за которыми не следят родители. поэтому я росла сама по себе, эдакой мечтательницой, разговаривающей с воображаемыми персонажами и умеющей превратить гостинную в остров сокровищ.
но вот один друг у меня все же имелся. и он учился в обычной районой школе с языковым уклоном. я помню, как слушала его рассказы о предметах, о том, как они учатся, что проходят и для меня все было так диковино и непонятно.
сейчас, оглядываясь назад, я все больше понимаю, насколько я жила в своем мире. я была очень доверчивой, мягкой и наивной. я помню, как еще в детском саду некоторые пользовались, говоря что-то вроде: "ты построишь нам домик и тогда сможешь с нами играть". я помогала строить домики, а потом меня не брали в игру. но в школе это почему-то прекратилось, даже несмотря на то, что большая часть нашего класса пришла вместе с садика.
само здание мне всегда казалось каким-то волшебным. серое, двухэтажное, с балконами и красивой лестницей посередине, разделяющейся на два прохода и как бы огибая центр. я знала его, наверное, лучше всех. в какой-то момент мою маму-активистку заметили и попросили помочь с организационными вопросами, а через какое-то время она стала заниматься всеми финансами и бухгалтерией. очень часто мы приходили в школу на выходные, когда там никого не было и маме надо было что-то доделать. она работала, а я ходила по зданию, залезая в самые далекие уголочки. иногда я залезала в костюмерную, полную русских народных костюмов, привезеных со всей страны, или же просто костюмов с различных спектаклей и переодевалась, воображая себя каким-нибудь сказочным персонажем.
иногда я могла убрать весь класс, покормить наших рыбок, хомячков, моских свинок, черепашек и кто-еще-там-у-нас-жил. мне нравилось делать сюрпризы: вот все придут в понедельник, а тут так чисто! и все будут удивляться, кто же все убрал, а я буду сидеть и тихо молчать, наслаждаясь эффектом.
если спросить меня о главных вопоминаниях первых четырех классов, то скорей всего это будут именно те воспоминания с выходных, когда я была одна и могла делать все, что хочу.
воспоминаний, которые хочется записать много, поэтому видимо придется вспоминать частями, а то это ни в один пост не влезет.
в моей жизни было две школы.
первая - частная, вальдорфская школа с языковым уклоном. что такое вальдорфская методика можно почитать тут.
я любила эту школу. там всегда было уютно, интересно, мы много рисовали и учились по эпохам. у нас были эпохи математики, литературы, письменности, истории... писали мы в больших альбомных тетрадках без линеечек формата А4. редко писали ручками, чаще восковыми мелками.
урок всегда начинался с рисования рамочки. каждая страничка должна была быть в рамочке. понятное дело, что за красивые тетрадки можно было получить дополнительную похвалу. я не помню, чтобы у нас были оценки. вернее, они были, но очень редко. обычно, в конце каждой четверти, учителя писали характеристику каждому ребенку. помню, мне моя учительница написала классе в третьем: "является авторитетом и лидером, хотя совершенно к этому не стремится". почему-то эта фраза засела мне в голове очень крепко. я правда никогда не стремилась быть в первых рядах, но всегда как-то туда попадала. так наверное было всегда, вплоть до универа. тут я первый год жила так, что меня никто не знал. потом, правда все равно выпендрилась...
как и полагается, у нас было много духовного образования. утро начиналось с пения и молитвы. официальной школьной религией было христианство. я на тот момент понятия не имела, что я еврейка. я всегда верила во что-то, и относилась к религии, как к чему-то интересному, захватывающему и с приключениями.
иногда правда в нашей школе было непонятно, то ли мы провославные, то ли католики. так, например, мы всегда праздновали два рождества: католическое и православное. праздновали празники урожая осенью, на который всегда пекли сами хлеб, масленицу - делали блины, ходили калядовать на крещение. всегда поздравляли тех, у кого именины и отмечали в календарях, когда, где и какие чудеса происходили.
а еще нас был урок рукоделия, где нас учили прясть, шить, вышивать, вязать, мастерить всяких куколок и плести макраме. у меня дома до сих пор висит пару кашпо, этюдов и большая сова, которые я сплела в школе. у нас был урок фольклора, на котором мы учили русские крестьянские традиции, поверья, пели частушки и изучали строение русской избы.
в классе было 15-18 человек и каждому уделялось особое внимание. в школе всегда была очень семейная и теплая атмосфера. мы почти не ругались между собой и в принципе не было никакой драмы. во втором классе меня предала из-за мальчика и, полагаю, зависти девочка, которую я считала своей лучшей подругой, но на этом как-то все и закончилось. я помню, что мы были достаточно дружным классом.
сам кабинет был разделен на две части: первая была учебная часть с партами и доской, а сзади был большой ковер, живой уголок, шкафы с нашими поделками и прочее, прочее. на переменках мы не выбегали из класса, а оставались внутри и играли в задней части на ковре. когда становилось теплей, можно было выбежать на переменке на улицу, хотя это мы редко делали, потому что часовая прогулка нам и так полагалась посреди дня.
я правда любила свою школу и всегда шла на уроки с радостью. мне нравилось бегать на переменках от мальчиков, рисовать на уроках, петь, делать что-то руками. я обожала рукоделие. очень часто можно было остаться после уроков и доделать то, что не успел сделать на уроке. или даже сделать что-то вперед. так обычно я всегда опережала всех, потому что много времени проводила в школе, и у меня всегда была возможность взять свою работу и доплести/дошить/довышивать, и на следующем уроке уже начать что-то новое.
у меня был всего лишь один друг вне школы. наши родители дружили, и мы жили в одной парадной. я никогда не гуляла во дворе, поэтому дворовых друзей у меня не было. бабушка считала, что во дворах гуляют только невоспитаные хулиганы, за которыми не следят родители. поэтому я росла сама по себе, эдакой мечтательницой, разговаривающей с воображаемыми персонажами и умеющей превратить гостинную в остров сокровищ.
но вот один друг у меня все же имелся. и он учился в обычной районой школе с языковым уклоном. я помню, как слушала его рассказы о предметах, о том, как они учатся, что проходят и для меня все было так диковино и непонятно.
сейчас, оглядываясь назад, я все больше понимаю, насколько я жила в своем мире. я была очень доверчивой, мягкой и наивной. я помню, как еще в детском саду некоторые пользовались, говоря что-то вроде: "ты построишь нам домик и тогда сможешь с нами играть". я помогала строить домики, а потом меня не брали в игру. но в школе это почему-то прекратилось, даже несмотря на то, что большая часть нашего класса пришла вместе с садика.
само здание мне всегда казалось каким-то волшебным. серое, двухэтажное, с балконами и красивой лестницей посередине, разделяющейся на два прохода и как бы огибая центр. я знала его, наверное, лучше всех. в какой-то момент мою маму-активистку заметили и попросили помочь с организационными вопросами, а через какое-то время она стала заниматься всеми финансами и бухгалтерией. очень часто мы приходили в школу на выходные, когда там никого не было и маме надо было что-то доделать. она работала, а я ходила по зданию, залезая в самые далекие уголочки. иногда я залезала в костюмерную, полную русских народных костюмов, привезеных со всей страны, или же просто костюмов с различных спектаклей и переодевалась, воображая себя каким-нибудь сказочным персонажем.
иногда я могла убрать весь класс, покормить наших рыбок, хомячков, моских свинок, черепашек и кто-еще-там-у-нас-жил. мне нравилось делать сюрпризы: вот все придут в понедельник, а тут так чисто! и все будут удивляться, кто же все убрал, а я буду сидеть и тихо молчать, наслаждаясь эффектом.
если спросить меня о главных вопоминаниях первых четырех классов, то скорей всего это будут именно те воспоминания с выходных, когда я была одна и могла делать все, что хочу.
У меня было наоборот: 9 классов в обычной, 10 и 11 в гимназии для самых самых. У меня и то был шок от богатства, вседозволенности, интеллигентности, красноречия преподавателей, ну просто все было каким-то совершенным (кроме учеников - они, конечно, разбалованные до нельзя, творили что хотели).
а я толком и не перешла в обычную) вторая тоже необычной была. дальше напишу еще)
я ни разу не была в обычной школе, не знаю, что такое 1000 человек в огромном здании, по 30 человек в классе, учителя, которым наплевать и все остальное. вторая тоже была частной с классами не больше 13-14 человек (если было больше - делили на два) и где учителя знали все про всех и в общем-то заботились о нас как о своих.