What goes around comes around like a hula hoop, Karma is a bitch? Well just make sure that bitch is beautiful (c)
А я опять про раннее и не очень развитие. Про общий свой подход я уже как-то писала. На самом деле я вроде как выводы для себя сделала, но все равно никогда не перестаю думать на эту тему. По большей части, потому что я никогда не знаю и вряд ли еще скоро узнаю, правильный ли я выбор делаю или нет. Вообще практически со всем так. Решил ты что-то делать или не делать со своим ребенком, а потом думаешь: "Правильно или неправильно?" Никогда я еще я настолько пристально не разбирала свои решения, как сейчас.
Короче говоря, в очередной раз я задалась всеми этими вопросами про развитие и про школу. Страшные сейчас вещи говорить буду.
Я не хочу, чтобы в школе моему ребенку все легко давалось. Нет, я не садистка и не мечтаю, как он будет проваливать экзамены. Я конечно хочу, чтобы он все хорошо сдавал, хорошо учился, поступил в хорошее место или нашел хорошую работу, делал, что ему нравится итд итп. Но я также хочу, чтобы он умел учиться. Чтобы у него был навык, чтобы у него было достаточно упорства.
Мне в школе все легко давалось. Я никогда не готовилась особо к экзаменам, контрольным и прочему бреду. Домашние задания я могла сделать на коленке на переменке и получить 5. В школе я была звездой, любимицей всех учителей и в принципе популярной девочкой такой. Это конечно было замечательно, школьные годы вспоминаю с удовольствтвием, было весело.
Только вот выйдя из школы, я столкнулась с тем, что совершенно не умею чего-то добиваться. Мне очень часто говорят, что из меня вышел бы блестящий адвокат. И я в общем-то согласна, и мне интересна эта тема. Но я не пошла и никогда не пойду учить право, потому что там надо заучивать. У меня отличная память, я легко учу и запоминаю, но я не привыкла сидеть и зубрить, я не привыкла запоминать. И если что-то не запоминается, значит не больно-то и надо, потому что я привыкла, что все дается легко.
Моя лучшая подруга тоже всегда была отличницей, как и я. Но ей нужно было позаниматься, чтобы получить 5, а мне почесать в попе. В итоге у нее 2 высших образования, и прекрасная работа. А я считаю, что я свой потенциал не развила именно потому, что я не привыкла вот как она сидеть и учиться. Я не умею просто. Я много читаю, легко запоминаю, если я что-то поняла, пропустила через себя, то не забуду это. Но я не привыкла прикладывать для этого никаких усилий, мне неинтересно прикладывать усилия. Зачем? Все же должно быть легко. Я все равно довольна тем, чего добилась, но считаю, что добилась этого не благодаря моим академическим знаниям или логике или еще чему. А благодаря той крохе упорства, которая у меня все-таки нашлась. И маме, которая всегда меня поддерживала. И часто думаю, что если бы мне чуть-чуть тяжелей что-то давалось, я бы сильней развила то, что дано от природы. Я не говорю, что не надо было меня ничему учить. Просто о том, что быть лучше всех в школе далеко не самая полезная вещь.
И я много таких людей знаю, на которых посмотришь и видишь умного человека, вроде мозги на месте, соображалка работает, но особо далеко не пошел. Почему? Потому что видимо мозги далеко не самое главное. Чтобы развить свой потенциал нужно желание добиться чего-то, нужно упорство, нужно желание работать. А когда все легко, это не очень интересно, это не подстигаеи дух соревнования, который есть в каждом. Возможно звучит жестоко, но если тебе никогда не надо прикладывать не для чего усилия, то ты никогда не научишься их прикладывать. А момент когда это понадобится рано или поздно наступит, и ты отступишь, потому что ситуация незнакомая, потому что не знаешь как, потому что не умеешь, потому что нет такой привычки, потому что "зачем, я же и так самый умный".
Странно звучит наверное. Опять же, я не призываю ничего не делать с детьми или воспитывать их от противного. Нет, я просто смотрю на то, что получилось из меня, умеющий читать-писать-считать в 3 года и никогда не напрягающейся в школе, и делаю выводы. В универе я училась средне, потому что опять же - никогда не умела прикладывать усилия. А лучше всех у нас закончили те, кто привык учиться, кто привык посидеть вечер-другой и взять жопой, что называется. Я бы сказала, что заваливают все те, кому не помогают, кого никто не поддерживает в трудный момент. И идут далеко совсем не те, у кого этих трудных моментов не было. Препятствия это один из инструментов совершенствования. Преодолевая какое-либо препятствие, ты учишься чему-то. А если их никогда не было, как приобрести необходимый для продвижения навык? Часто люди зацикливаются на "вот он хорошо в школе учился, и смотри как далеко пошел". Но очень редко кто интересуется, почему он хорошо учился.
На моей практике, за исключением действительно вундеркиндов (в этом месте каждый подумал, что его ребенок конечно же вундеркинд), далеко идут те, кто умеет прилагать усилия, а не те, кому всегда все было легко.
Короче говоря, в очередной раз я задалась всеми этими вопросами про развитие и про школу. Страшные сейчас вещи говорить буду.
Я не хочу, чтобы в школе моему ребенку все легко давалось. Нет, я не садистка и не мечтаю, как он будет проваливать экзамены. Я конечно хочу, чтобы он все хорошо сдавал, хорошо учился, поступил в хорошее место или нашел хорошую работу, делал, что ему нравится итд итп. Но я также хочу, чтобы он умел учиться. Чтобы у него был навык, чтобы у него было достаточно упорства.
Мне в школе все легко давалось. Я никогда не готовилась особо к экзаменам, контрольным и прочему бреду. Домашние задания я могла сделать на коленке на переменке и получить 5. В школе я была звездой, любимицей всех учителей и в принципе популярной девочкой такой. Это конечно было замечательно, школьные годы вспоминаю с удовольствтвием, было весело.
Только вот выйдя из школы, я столкнулась с тем, что совершенно не умею чего-то добиваться. Мне очень часто говорят, что из меня вышел бы блестящий адвокат. И я в общем-то согласна, и мне интересна эта тема. Но я не пошла и никогда не пойду учить право, потому что там надо заучивать. У меня отличная память, я легко учу и запоминаю, но я не привыкла сидеть и зубрить, я не привыкла запоминать. И если что-то не запоминается, значит не больно-то и надо, потому что я привыкла, что все дается легко.
Моя лучшая подруга тоже всегда была отличницей, как и я. Но ей нужно было позаниматься, чтобы получить 5, а мне почесать в попе. В итоге у нее 2 высших образования, и прекрасная работа. А я считаю, что я свой потенциал не развила именно потому, что я не привыкла вот как она сидеть и учиться. Я не умею просто. Я много читаю, легко запоминаю, если я что-то поняла, пропустила через себя, то не забуду это. Но я не привыкла прикладывать для этого никаких усилий, мне неинтересно прикладывать усилия. Зачем? Все же должно быть легко. Я все равно довольна тем, чего добилась, но считаю, что добилась этого не благодаря моим академическим знаниям или логике или еще чему. А благодаря той крохе упорства, которая у меня все-таки нашлась. И маме, которая всегда меня поддерживала. И часто думаю, что если бы мне чуть-чуть тяжелей что-то давалось, я бы сильней развила то, что дано от природы. Я не говорю, что не надо было меня ничему учить. Просто о том, что быть лучше всех в школе далеко не самая полезная вещь.
И я много таких людей знаю, на которых посмотришь и видишь умного человека, вроде мозги на месте, соображалка работает, но особо далеко не пошел. Почему? Потому что видимо мозги далеко не самое главное. Чтобы развить свой потенциал нужно желание добиться чего-то, нужно упорство, нужно желание работать. А когда все легко, это не очень интересно, это не подстигаеи дух соревнования, который есть в каждом. Возможно звучит жестоко, но если тебе никогда не надо прикладывать не для чего усилия, то ты никогда не научишься их прикладывать. А момент когда это понадобится рано или поздно наступит, и ты отступишь, потому что ситуация незнакомая, потому что не знаешь как, потому что не умеешь, потому что нет такой привычки, потому что "зачем, я же и так самый умный".
Странно звучит наверное. Опять же, я не призываю ничего не делать с детьми или воспитывать их от противного. Нет, я просто смотрю на то, что получилось из меня, умеющий читать-писать-считать в 3 года и никогда не напрягающейся в школе, и делаю выводы. В универе я училась средне, потому что опять же - никогда не умела прикладывать усилия. А лучше всех у нас закончили те, кто привык учиться, кто привык посидеть вечер-другой и взять жопой, что называется. Я бы сказала, что заваливают все те, кому не помогают, кого никто не поддерживает в трудный момент. И идут далеко совсем не те, у кого этих трудных моментов не было. Препятствия это один из инструментов совершенствования. Преодолевая какое-либо препятствие, ты учишься чему-то. А если их никогда не было, как приобрести необходимый для продвижения навык? Часто люди зацикливаются на "вот он хорошо в школе учился, и смотри как далеко пошел". Но очень редко кто интересуется, почему он хорошо учился.
На моей практике, за исключением действительно вундеркиндов (в этом месте каждый подумал, что его ребенок конечно же вундеркинд), далеко идут те, кто умеет прилагать усилия, а не те, кому всегда все было легко.
Когда я училась в школе, я тоже выползала на том, что запомнила на предыдущем уроке. Были пятерки, потом пошли четверки. Учить я не умела совсем. Мама однажды это поняла и поразилась - заставила меня вызубрить параграф по биологии. Думала, что я дальше тоже буду так делать. Куда там. А тот параграф до сих пор помню. Зеленый мох кукушкин лен. Ризоиды всякие.
Хорошо, что я еще спохватилась, когда мне стало интересно заниматься сербским языком - заставляла себя учить, и сейчас вижу результат. И жалею, что раньше так не занималась. Сейчас вот хочу повторить предметы по специальности (я экономист в строительстве), потому что у меня основные переводы как раз на эту тему - экономика, строительство, юриспруденция.
В-принципе, у меня было так же, я до десятого класса, совершенно не напрягаясь, легко получала оценки 90-100. Потом уже начались выпускные экзамены, пришлось чуточку поднапрячься; но не могу сказать, что в школе я научилась учиться. Но это с лихвой перекрыл универ. Я до сих пор не умею толком запоминать и зазубривать, и это была одна из причин, по которой я ушла в технари - мне проще и веселее считать и щелкать задачки, чем читать теорию. В общем, я к тому, что не школой единой жив человек
Хотя в целом с постом, особенно, с последним выводом - очень согласна!
но если подумать, это же чистая высокая эффективность - высокий результат при малых затратах...
пример: моя племянница, ей сейчас пять лет. потенциал был огромный! до трех лет у нее в руках все горело, она жаждала учиться, мы дарили ей пособия, она моментально схватывала все, изнывала от желания узнать новое.
после трех начались капризы, ей было скучно, мама ее признавалась, что ей лень заниматься с дочкой, типа в школе все равно научат
сейчас ей пять. девочка по прежнему классная, говорит отлично, рассуждения взрослые, умненькая, но учиться ей не хочется вообще, в школе будет скучно и неохота туда вообще, книг дома нет, смотрит мультики и в комп играет. потенциал загублен(
важно соблюсти грань между запихиванием знаний и научением учиться.
я с трех читаю, мне в школе тоже было легко, до не долго. в средней школе я расслабилась, а училась я в гимназии. пошли тройки. после экзаменов в 9 классе я напряглась и сдала все на 5, меня выдвинули на медаль. было нелегко, у нас была очень сильная программа. в итоге из всех выдвинутых на медаль прошла я одна, пахала, учила языки, короче поверь на слово - было трудно. даже по литературе трудно, хотя я ее обожала, но у нас были огромные объемы работ, сложнейшие анализы итд. и та же латынь, я ее очень любила, но задания по ней я делала все выходные буквально, а еще было очень и очень много всего.
а в универе опять было легко, ибо это был несложный универ. мама говорила, мне надо было в три поступить, тогда я бы все закончила с отличием)))
короче это я к тому, что все сильно индивидуально, зависит от характера, склонностей, а не только от того, занимались с ребенком или нет))
скажем так, надо умному ребенку и условия создавать соответствующие, и нагрузку, а не отдавать в легкую школу, где он будет в потолок плевать))
а школа очень вторична. может тупо не повезти, и в ней будешь учиться для галочки
Не говоря уже о том, что упорство и трудолюбие можно развивать спортом и изящными искусствами.
Так что я за раннее развитие и индивидуальное обучение
Поэтому мы за семейку
Jugoslavenka, у меня тоже в памяти есть какие-то отрывки заученного сто лет, которые никак не выходят))
А мне вот надо бы немецкий выучить, но я уже никак... Хотя мне нравится процесс, нравится учить новый язык, мне интересно, когда я начинаю. Но когда нужно проявить какую-то настойчивость, у меня это столько сил отнимает, просто вот заставлять себя... Причем я ведь знаю, что я могу. Я знаю, что я не дура, и могу спокойно выучить еще один язык. Но никак((
Рысик, универ меня тоже научил наконец хоть как-то учиться)))Универ вообще отличается от школы, потому что там такие огромные потоки информации и надо уметь это все быстро и эффективно обрабатывать. Если не умеешь работать с информацией, то мне кажется универ тяжело дается.
Helene Falconet, только результат всегда будет одним и тем же, потому что затраты всегда будут одними и теми же, потому что прикладывать больше усилий не умею.
.iletelle, а как ты знаешь, где грань между запихиванием знаний и научением учиться?
Мне тоже в детстве потенциал раскрывали. Меня никогда не заставляли, мне все хотелось попробовать самой и мне давали шанс это сделать. С 4 языки, фортепьяно, плавание, потом шитье и кройка, пение, театр, верховая езда, легкая атлетика - я не знаю, чем я не занималась. И все потому что я просила, потому что мне было интересно. И по началу я всегда была в восторге, мне легко давалось итд итп. Но как только надо было поднапрячься - все. Мне никогда не давали на блюдечке ничего. Мне давали возможность научиться самой. И я училась, пока было легко)
Не знаю, может мне так со школой повезло, но я не считаю, что она совсем вторична, и для меня расклад, где школа для галочки - это значит большой промах родителей, если выбрали такую школу. Особенно в наше время, когда никто не заставляет ходить в районную и больше никуда. В школе ребенок проводит 10-11 лет своей жизни. И это не 30-41, а 7-17. Я считаю, школа очень важна. Да, можно учиться средне, но преуспеть в какой-то одной области. У меня полкласса такие - мат-физики. И брат такой же. Он русский-то с трудом выучил, потому что он технарь-технарем. Я считаю, что школа это не только и не столько оценки.
kula shaker, ну конечно если она не умеет за себя постоять, то ей никакие образования не помогут. Только это уже скорее вопрос воспитания, а не образования как такового.
lucky seven., мне тоже до сих пор нереально сложно. Как-то не идет и все. Пока легко - с радостью, все интересно. Как только надо дать себе магический пендель... Тут все, ступор.
Kazuri, ой не, я противник домашнего обучения. Возможно потому что мне повезло со школой, но я считаю, что это очень ценный опыт для любого ребенка. Просто школу надо хорошо выбирать. У нас в классе учился мальчик с дисграфией и вундеркинг аля человек дождя, который в итоге стал чемпионом мира по программированию. Мальчик с дисграфией правда тоже технарь в итоге. И еще один со справкой, что у него часть мозга, которая должна отвечать за гумманитарные науки, отдана под математику)))) И мы такие, обычные девочки-гуманитарии. Все знали, у кого какие сильные-слабые стороны, доп задания давали соответсвенно, также и спрашивали. От нас никто не требовал отлично по физике, а от человека-дождя не требовали вести дебаты на уроках литературы. Хотя когда он пришел в нашу школу, это был вообще атас, а вышел вполне себе социальным человеком. Хотя возможно конечно ему бы больше подошло специальное образование. Но родителям было пофиг.
Я считаю, что ребенок должен уметь жить и функционировать в социуме. Домашнее обучение не дает такой практики. Опять же возможно потому что на своем примере знаю, что умение функционировать в социуме иногда в 100 раз полезней, чем самые ценные знания.
вот с вузом да, тут был промах, хотя специальность точно моя. скорее дело в том, что сам по себе вуз был средней паршивости, а в итоге я хороший специалист и сейчас бы строила карьеру, не выйди я в декрет
так что вот я тебе пример того, что меня раннее развитие ничуть не испортило) я очень много добивалась сама, плюс я себе создавала нагрузки, учила дополнительно языки (в старшей школе в смысле, когда и так по самую маковку была нагружена)
я не скажу, что мне все давалось с легкостью. но я не учила в поту, у меня очень хорошая память, просто были огромные письменные работы, которые я часто писала до глубоко ночи - тут каким бы ни было развитие, перед уроком на перемене не накатаешь)))
для Тимы я планирую долго и тщательно выбирать школу. не первую попавшуюся, не суперсложную, а хорошую, по отзывам, по общению с преподавателями. чтобы там не отбили желания учиться)
насчет впихивания....
знаешь, в детстве трудно что-то впихнуть насильно. ребенок просто впитывает все. если ему интересно, я считаю, никакое это не впихивание) впихивание - когда насильно, через запреты и угрозы, через не хочу, а потому что надо. я вообще не считаю, что в современном мире знания могут навредить, слишком большая конкуренция) а вот способность добиваться цели, характер, упорство, любовь к труду - все это мало связано с тем, рано начал человек читать или нет. это все же немного другое, кмк
При каком таком подходе?
Конечно сама по себе школа ничему не научит. Само по себе вообще ничему не научит. Я говорю про школу, потому что а) часто почему-то говоря про ранне развитие сводится все к тому, как кто в школе учиться будет, и б) потому что там ребенок проводит 10-11 лет. И я против домашнего обучения, поэтому для меня это само собой разумеющееся. Я считаю, что школа очень ценный и важный опыт, и к ее окончанию от человека ожидается более-менее какая-то готовность к самостоятельности. То есть полагается, что после школы ты идешь в универ, тебе 18 лет часто на первом курсе исполняется или где-то так, ты становишься совершенолетним итд итп.
У меня тоже школа была и есть очень сильная, она всегда в топе самых сильных школ питера. Но мне всегда легко было. И егэ мне было легко, и экзамен по английскому, который сдавала в вуз toefl тоже легко было, и выпускные, и вступительные. Я реально до универа вообще не напрягалась. В универе пришлось поднапрячься, потому что огромный поток информации, очень много на самостоятельное обучение, потому что тут предполагается, что ты взрослый человек, это тебе надо, поэтому тебе дается список литературы, иди изучай. А потом экзамен, к которому реально зубрить надо было, потому что если ты не знаешь - не сдашь.
а в универе, когда я сама выбирала, что мне нравится, сама могла готовиться как хочу, сама выкручивалась, вот там мне стало легко и ненапряжно, хотя опять же многие учились не разгибаясь, даже в нашем-то вузе. короче все слишком индивидуально))
слушай, как я поняла, ты за РР, но против раннего обучения, так? то есть ты за то, чтобы посредством игр, рассказов о мире и воздействия на чувства и эмоции развить в ребенке потенциал, но при этом не давать ему конкретных знаний типа основ физики или астрономии, чтобы он, так сказать, мозг развил и потом с этим мозгом кааак пошел учиться и добывать знания!) я права?)
а то у меня ощущение, что мы спорим, хотя вроде говорим об одном и том же)))
На мой взгляд ранне развитие должно быть о том, чтобы показывать ребенку мир, чтобы развивать и расширять его кругозор.
Julietts, а, поняла)
kula shaker, у меня такой шок был после первой школы, где я только 4 класса была. Я пришла на неделю в апреле попробовать новую школу, и оказалось, что я вообще нефига не знаю и отстаю от их программы примерно так четверти на две. И до сентября, когда я должна была начать новую школу, со мной бабушка каждый день занималась и я проходила все, что не успела. Поэтому новую школу начала опять же без проблем. А в универе у меня был шок просто от всего. От количества информации, от того, что от меня ожидалось, от людей - вообще от всего))
Спасибо большое! Надеюсь, что ему не передастся наша с Мишей лень))) Миша кстати вообще школу бросал несколько раз, потому что ему было неинтересно и легко.
Мне повезло со школой со второго раза. Но дело даже не в этом, школу можно найти хорошую и с первого раза, я верю в это. Но вот оказывается, что люди живут в совершенно разных плоскостях, каждый в итоге живёт в "своём круге" людей, так что тут всё равно специфические навыки жизни именно в этом кругу потребуютчя.
А некоторых вещей школа дать не может, даже университет не всегда помогает. По-настоящему общаться с людьми и находить с ними общий язык я научилась только на танцах, где ходишь в пять разных групп с большой текучкой, постоянно новые люди вокруг. А после вечерних занятий надо ещё найти кого-то, с кем можно вместе дойти до метро, так что приходится общаться. И многие мои знакомые получили реальные навыки функционирования в обществе отнюдь не в школе. Школа — это довольно искусственная штука, где от 4 до 11 лет надо провести в обществе одних и тех же людей, которых ты не выбирал. А в жизни не так, всегда можно сменить круг общения, всегда можно сменить работу, встретить новую любовь, поменять научного руководителя, да даже от родителей можно уехать и сблизиться с родителями партнёра, например! Выбирать можно всё. А чтобы уверенно чувствовать себя в обществе, нужно знать ряд правил поведения, ряд уловок для успешного общения, а потом применять их на практике. И школа отнюдь не лучшее место для этого.
Ну я бы не сказала. Тут все зависит от приоритетов. Если для достижения какой-то цели тебе необходимо сойтись с каким-то человеком, с которым у тебя нет ничего общего, то тут менять ничего не будешь.
Помимо социума, имхо, очень мало кто может дать все предметы на одинаково профессиональном уровне. Уже не говоря о том, что мало у кого есть проф образование как преподавателя. Также считаю, что домашнее обучение, когда родители обучают, портит отношения. Также все равно ограничено общение с другими людьми. Кружки итд итп, это не каждый день с 9-17. Кружки и в школе никто не отменяет. Но большую часть дня ты общаешься с другими людьми, ты смотришь как учатся другие, ты можешь что-то перенять, всегда есть небольшой дух соперничества, что я тоже считаю полезным. Ты видишь разных учителей, разных взрослых людей.
Ну и я просто представляя себя сидя и занимаясь дома со своими родителями или с приходящими репетиторами, мне как-то хочется повесится. Я вообще не могу сказать, что я супер-общительная такая, но в коллективе всегда было интересней и веселей, чем дома одной заниматься. Всегда интересней готовиться вместе, всегда можно друг другу что-то объяснить итд итп. С репетитором это не то, какие бы отношения не были, потому что это взрослый. Всегда легче и проще говорить с кем-то твоего же уровня.