What goes around comes around like a hula hoop, Karma is a bitch? Well just make sure that bitch is beautiful (c)
Я очень переживаю, как карапузик будет говорить. Надеюсь, что напрасно, но сами понимаете. Вопрос важный, а территория как бы вроде как изведанная, но сколько детей, столько и историй. Нас окружают одни полиглоты, но вот на днях прочитала коммент в одной группе на фб, где рассказали, что их ребенок не говорил до трех лет, пока один язык не убрали. Как только убрали один язык, ребенок заговорил. Потом вернули второй и пошло все нормально. А сразу два ребенок не мог осилить. После этой истории я стала переживать, что карапузик испугается и не будет говорить вообще.
Пока что, тьфутьфутьфу, все идет нормально. Карапузик говорит много. И именно говорит, и говорит слова. Конечно мало что у него звучит очень четко, но это одни и те же слова, которые говорят в одних и тех же ситуациях, то есть к месту. Пока что его запас состоит из следующих:
мама
папа
киса
да
yeah
дай
give this/that
i do (если миша его спрашивает do you want... он отвечает i do)
i want
car
bye, bye
ам-ам
аучи (это когда больно случилось)
а-а (лай собачий изображает)
цокает языком при виде лошади - не знаю, если это тоже считать
изображает храп
чмокает, изображая поцелуй
Это то что мы можем уже разобрать. Говорит он много, причем именно говорит. Его спрашиваешь - он отвечает. С интонациями, ритмом. Он не может выговорить слова, но говорит как умеет. То есть ему не страшно ошибиться, он не боится.
Но с началом садика подключатся еще немецкий и иврит. То есть языков получится 4. В принципе и немецкий, и иврит карапуз и так везде слышит, они не будет для него совсем новыми. Мы ходили в бассейн, где все на немецком, к врачу - все на немецком, на улице - немецкий. Иврит - на любых сборищах в большом количестве. И поскольку все разговаривают с детьми на родном языке - а для многих это иврит - то и этого он наслушался, на мой взгляд, достаточно. Но все равно. Это 4 языка одновременно. Я понимаю, что дети учат языки не так как взрослые, что для него многоязычная среда - это родная среда. Даже наш бэйбиклуб, где мы тусим раз в неделю: там со всего мира люди есть, и опять же - с детьми все на своем языке, поэтому какие только языки он уже не слышал.
Я понимаю, что для него это все норма, это естественно. Но все равно переживаю, как это все пойдет.
А еще, я заметила, что он совершенно ничего не делает по просьбе. Я помню, когда ему было месяцев 10, меня мама все донимала "а если его попросить, он принесет игрушку?" И я ей тогда ответила, что понятия не имею, я его не дрессировала и никогда не проверяла, принесет он или нет.
Сейчас ему уже 13 месяцев, но он нифига не приносит. Если он с чем-то играет и ты просишь его показать, что это у него такое - он радостно вытягивает руку и дает, что там у него в руке или уже во рту. Но если ему сказать "принеси мне, пожалуйста, синий кубик" - реакции просто ноль. Может задумчиво на тебя посмотреть, но дальше скорее всего развернется и пойдет, куда там ему надо. При этом я вижу, что он понимает очень много уже. Ну относительно, разумеется. Когда я утром одеваю ботинки, он сразу подходит, обнимает меня, целует и машет ручкой. Иногда, если ему в руки попали ключи, он берет их, идет к входной двери, пытается засунуть ключ в скважину и машет нам ручкой и говорит байбай - типа, я пошел, байбай. Когда мы начинаем наводить порядок - берет совок с веником, подметает, аккуратно относит совок к мусорке и выкидывает содержимое. Играет в догонялки. Ну и все в таком духе. То есть он видит, что делаем мы, копирует нас, запоминает, как-то логически складывает одно с другим. Но если попросить его принести синий кубик, он посмотрит на тебя как на идиота и пойдет ровно в противоположную сторону. Понимаю, что вроде как глупо, но меня это почему-то напрягает. Я уже даже думала, что может он цвета не различает. Но в сортер он запихивает все довольно шустро, а если запутается ему можно сказать: "смотри, где синий цвет?" и он сразу засунет синий кубик в синюю квадратную дырку. То есть цвета он вроде нормально видит. Не знаю, почему меня это так напрягает. Конечно не так, как я переживаю по поводу речи, но все-таки.
Речь это сейчас моя главная головная боль. Как он заговорит, на каком языке, когда, что... А еще проблема в том, что я сама не особо болтлива. Например, когда я с Нейтом играю, я не проговариваю каждый шаг. Я не озвучиваю, что мы делаем, я не рассказываю обо всем на свете на прогулках. Я не специально, но мне просто нравится за ним наблюдать, и у меня не получается как-то естественно рассказывать, что вот мы идем по дорожке, вон другие дети играют, вот горка, вот скамейка. Я чувствую себя дебилом, если так делаю. Причем дебилом очень ненатуральным. Поэтому получается, что я разговариваю только по делу грубо говоря. Ну как бы также как и с любым другим человеком бы говорила. Я не могу ходить по дому и говорить "вот смотри это красный диван, а это лампа, а это стул". Я скорей скажу "включи, пожалуйста, лампу", "вон, смотри твоя книжка на диване лежит". Я никак не подчеркиваю названия объектов, вообще ничего.
А еще, долго вспоминала, как же я научилась читать, и вспомнила, что моя мама всегда водила пальцем по строчкам, и я просто сопоставляла увиденное с услышенным. И потом я этот же принцип часто использовала, когда другие языки учила. Поэтому книжки мы тоже читаем, водя пальцем по строчкам. Я читаю книги на русском, за исключением одной, карапузиковской любимой. Его любимая книга I took the Moon for a Walk. Красивая книга, с красивыми картинками и очень ритмично-успокоительной поэмой. Он ее просто обажает и каждый день перед сном надо ее обязательно прочитать. Сначала ты читаешь, а потом Нейтан берет ее сам, начинает водить пальцем по строчкам и четко выговаривать ритм. Там очень четкий ритм, который легко подхватить. И вот он водит пальчиком по строчкам и тарабанит непонятно что, но с точно тем же ритмом. А еще хлопает в такт уже на песнях. Чувство ритма у него хорошее.
К чему я это все? Ах, да! Переживаю по поводу речи. Да. Вот не знаю, как будет. Пока что, в 13 месяцев, полет вроде как ничего. Как будет дальше и как пойдут 4 языка - посмотрим...
Пока что, тьфутьфутьфу, все идет нормально. Карапузик говорит много. И именно говорит, и говорит слова. Конечно мало что у него звучит очень четко, но это одни и те же слова, которые говорят в одних и тех же ситуациях, то есть к месту. Пока что его запас состоит из следующих:
мама
папа
киса
да
yeah
дай
give this/that
i do (если миша его спрашивает do you want... он отвечает i do)
i want
car
bye, bye
ам-ам
аучи (это когда больно случилось)
а-а (лай собачий изображает)
цокает языком при виде лошади - не знаю, если это тоже считать
изображает храп
чмокает, изображая поцелуй
Это то что мы можем уже разобрать. Говорит он много, причем именно говорит. Его спрашиваешь - он отвечает. С интонациями, ритмом. Он не может выговорить слова, но говорит как умеет. То есть ему не страшно ошибиться, он не боится.
Но с началом садика подключатся еще немецкий и иврит. То есть языков получится 4. В принципе и немецкий, и иврит карапуз и так везде слышит, они не будет для него совсем новыми. Мы ходили в бассейн, где все на немецком, к врачу - все на немецком, на улице - немецкий. Иврит - на любых сборищах в большом количестве. И поскольку все разговаривают с детьми на родном языке - а для многих это иврит - то и этого он наслушался, на мой взгляд, достаточно. Но все равно. Это 4 языка одновременно. Я понимаю, что дети учат языки не так как взрослые, что для него многоязычная среда - это родная среда. Даже наш бэйбиклуб, где мы тусим раз в неделю: там со всего мира люди есть, и опять же - с детьми все на своем языке, поэтому какие только языки он уже не слышал.
Я понимаю, что для него это все норма, это естественно. Но все равно переживаю, как это все пойдет.
А еще, я заметила, что он совершенно ничего не делает по просьбе. Я помню, когда ему было месяцев 10, меня мама все донимала "а если его попросить, он принесет игрушку?" И я ей тогда ответила, что понятия не имею, я его не дрессировала и никогда не проверяла, принесет он или нет.
Сейчас ему уже 13 месяцев, но он нифига не приносит. Если он с чем-то играет и ты просишь его показать, что это у него такое - он радостно вытягивает руку и дает, что там у него в руке или уже во рту. Но если ему сказать "принеси мне, пожалуйста, синий кубик" - реакции просто ноль. Может задумчиво на тебя посмотреть, но дальше скорее всего развернется и пойдет, куда там ему надо. При этом я вижу, что он понимает очень много уже. Ну относительно, разумеется. Когда я утром одеваю ботинки, он сразу подходит, обнимает меня, целует и машет ручкой. Иногда, если ему в руки попали ключи, он берет их, идет к входной двери, пытается засунуть ключ в скважину и машет нам ручкой и говорит байбай - типа, я пошел, байбай. Когда мы начинаем наводить порядок - берет совок с веником, подметает, аккуратно относит совок к мусорке и выкидывает содержимое. Играет в догонялки. Ну и все в таком духе. То есть он видит, что делаем мы, копирует нас, запоминает, как-то логически складывает одно с другим. Но если попросить его принести синий кубик, он посмотрит на тебя как на идиота и пойдет ровно в противоположную сторону. Понимаю, что вроде как глупо, но меня это почему-то напрягает. Я уже даже думала, что может он цвета не различает. Но в сортер он запихивает все довольно шустро, а если запутается ему можно сказать: "смотри, где синий цвет?" и он сразу засунет синий кубик в синюю квадратную дырку. То есть цвета он вроде нормально видит. Не знаю, почему меня это так напрягает. Конечно не так, как я переживаю по поводу речи, но все-таки.
Речь это сейчас моя главная головная боль. Как он заговорит, на каком языке, когда, что... А еще проблема в том, что я сама не особо болтлива. Например, когда я с Нейтом играю, я не проговариваю каждый шаг. Я не озвучиваю, что мы делаем, я не рассказываю обо всем на свете на прогулках. Я не специально, но мне просто нравится за ним наблюдать, и у меня не получается как-то естественно рассказывать, что вот мы идем по дорожке, вон другие дети играют, вот горка, вот скамейка. Я чувствую себя дебилом, если так делаю. Причем дебилом очень ненатуральным. Поэтому получается, что я разговариваю только по делу грубо говоря. Ну как бы также как и с любым другим человеком бы говорила. Я не могу ходить по дому и говорить "вот смотри это красный диван, а это лампа, а это стул". Я скорей скажу "включи, пожалуйста, лампу", "вон, смотри твоя книжка на диване лежит". Я никак не подчеркиваю названия объектов, вообще ничего.
А еще, долго вспоминала, как же я научилась читать, и вспомнила, что моя мама всегда водила пальцем по строчкам, и я просто сопоставляла увиденное с услышенным. И потом я этот же принцип часто использовала, когда другие языки учила. Поэтому книжки мы тоже читаем, водя пальцем по строчкам. Я читаю книги на русском, за исключением одной, карапузиковской любимой. Его любимая книга I took the Moon for a Walk. Красивая книга, с красивыми картинками и очень ритмично-успокоительной поэмой. Он ее просто обажает и каждый день перед сном надо ее обязательно прочитать. Сначала ты читаешь, а потом Нейтан берет ее сам, начинает водить пальцем по строчкам и четко выговаривать ритм. Там очень четкий ритм, который легко подхватить. И вот он водит пальчиком по строчкам и тарабанит непонятно что, но с точно тем же ритмом. А еще хлопает в такт уже на песнях. Чувство ритма у него хорошее.
К чему я это все? Ах, да! Переживаю по поводу речи. Да. Вот не знаю, как будет. Пока что, в 13 месяцев, полет вроде как ничего. Как будет дальше и как пойдут 4 языка - посмотрим...
Все переживают, даже те, у кого 1 язык. Я тоже долго волновалась на эту тему, но волноваться мне надоело, т.к. это точно никому не поможет раньше заговорить. Так что время покажет...
Просто я прочитала как, могу сказать он у тебя вообще не по годам развит))) мой брательник ровестник ваш и пока вообще никак, только на своем ма, ба, да барабанит)))
4 языка. здорово так!
Yarda, а как выглядело это втягивание? А то я уже столько раз ловила себя на том, что думала, что пупс уже что-то делает, а когда он на самом деле начинал это делать, понимала, что нифига раньше он вообще не то делал)))
.nika, киса вообще было его первое слово. Вот первый раз, когда он показал на что-то пальцем и сказал, это была киса)) Но ее да, мы показываем типа "о, смотри, киса к тебе пришла" . Остальное как-то не особо. Собак мы видели раза два в жизни, лошадей видим часто (несколько раз в неделю), но я тоже один раз показала ему как они цокают и все.
По началу, еще давно, когда карапуз начал внимательно прислушиваться, мы давали ему пальцы в рот засовывать, когда говорим. Он прям лез в рот, когда мы начинали говорить, было видно, что ему интересно, как там и что. И мы давали еиу поямо пальцы засовывать и ощущать, как там язык двигается и все такое. Плюс, Миша умеет делать битбокс и научил карапуза этому)))) ну это в плане развития звукового аппарата так сказать. Пупс язык лодочкой сворачивает, как нефиг делать. Я два года к логопеду для этого ходила.
Fire Fantasy, а кто на каких языках дома говорит? Откуда 3?
Sasha Z, надеюсь... Здорово будет, если он их нормально подцепит все))
нашим детям грозят, как минимум, 3 языка, в идеале 4, поэтому мне интересно за вашим прогрессом следить)
Очень много вводных данных) Попроси принести мячик и покажи пальцем на мячик. Притащит тут же!
Как он заговорит, на каком языке, когда, что...
Так он же уже заговорил! Глаголы есть. предметы есть, что вы, мама, ещё хотите?))) У Нади нет глаголов, вот это беда-беда. Она ещё не заговорила. А Нейт уже болтает, и причем на двух языках))
Во-вторых самое главное это разделять кто где и как на каком языке говорит. Мама-только по русски, папа- только по английски, в садике немецкий и иврит итд.
до 2,5 показывал там на что-то и говорил на автобус "ань", на мячик "балл". То есть было общениие, но все больше в формате "A ань Уотс Вэт". Значит посмотрю туда, там едет автобус. В 2,5 он посмотрел видео на ютубе, где девочка примерно его возраста играла с карточками домана. Вот тут что-то щелкнуло и он начал конкретно так повторять. То есть уже не ань, но резко автобус. Тут уже не упорно стоит на своем варианте слова, но вслушивался если поправляли и сразу же пытался воспроизводить правильный вариант.
Не беременна, нифига! Попросила принести черепашку, показала пальцем. Вместо этого он взял ее и куда-то с ней утопал((
не, ну это какие-то слова все отдельные. Связной речи-то еще нет.
Delailah, да, это мы и так все делаем, это я знаю. Каждый на своем языке итд.
презрительно фыркать, надеюсь, у нас тоже так нормально все пойдет)
Yarda, мне не верится, что в один день они вот так вот ап и разговаривают))
Хорошее - враг лучшего, о да, я тоже себя идиотом чувствую, когда так начинаю проговаривать)
Fire Fantasy, о, как здорово) Интересно, как у него пойдет это) А телугу и хинди похожи?